Витраж в оформлении раннехристианских храмов использовались и до XII века — сначала это были цветные вставки из окрашенной слюды, а с изобретением стекла окна храмов стали декорировать витражами. Но они играли второстепенную роль, главным декором в те времена являлись настенные и потолочные фрески. Окна в старинных храмах были маленькие, узкие и не несли практически никакой функциональной нагрузки.
Готическое направление в строительстве храмов и домов существенно отличалось от предыдущих технологий, ведь здания возводились на каркасной основе. Это позволило существенно увеличить и размеры сооружений, и площадь остекления. Окна стали заменять фрески и превратились в главный декоративный элемент.
Изготовление витражей стало одним из самых престижных и в 1100 году отнесено к изящным видам искусств. Монах Теофил в своем трактате огромный раздел посвятил технологии изготовления цветных стекол и законам создания изображений из них.
Был недолгий период, когда окна в храмах еще оставались узкими и высокими, поэтому готический витраж того времени изображал одиночные фигуры святых, либо сценки из двух фигур. Но оконные полотна были настолько впечатляющие, что площадь остекления ощутимо увеличилась, что позволило создавать грандиозные витражные картины, изображающие сложные библейские сцены и целые циклы. Яркий пример — витражи готических соборов в французских городах Бурже, Суассоне, Шартре, а английском Кентербери. Размеры и богатство окон в этих величественных сооружениях просто поражают и вызывают настоящий восторг мастерством витражников.